На всех ТЭС и АЭС предъявляются высокие требования к чистоте воды, поступающей в паровой котёл или в реактор. Эти требования повышаются с ростом давления, на которое рассчитан котел. Очистка возвратного турбинного конденсата производится от примесей, попадающих в паровой тракт при коррозии оборудования и с присосами охлаждающей воды.
Для систем с минимальным попаданием загрязнений в циркулирующей турбинный конденсат предлагается использовать намывные ионитные фильтры (НИФ) со смесью мелкодисперсных катионита и анионита. Такие аппараты занимают существенно меньше места, не требуют использования кислот и щелочей и имеют другие преимущества, благодаря которым они нашли применение на ряде зарубежных АЭС.
Компанией АО «НПК МЕДИАНА-ФИЛЬТР» впервые в России созданы установки с намывными ионитными фильтрами для очистки конденсата АЭС. Применение НИФ вместо насыпных ФСД на конденсатоочистке позволяет:
- сократить время вывода блока в режиме пуска на полную мощность за счет быстрого достижения заданных показателей качества конденсата;
- обеспечить при глубоком обессоливании высокую эффективность удаления растворенных продуктов коррозии (электропроводимость 0,06-0,07 мкСм/см), в том числе коллоидной фракции с размером частиц более 0,45 мкм.
- добиться снижения габаритов и металлоемкости установленного оборудования, совместив механическую очистку, обессоливание и фильтр-ловушку ионитов;
- отказаться от громоздкого реагентного хозяйства, кислых и щелочных стоков.
- сократить перепад давления на фильтрации
К недостаткам намывного фильтра относятся: более сложная конструкция и эксплуатация, связанная с необходимостью предварительного намыва и периодического удаления фильтрующего слоя; меньшая надежность. Последняя обусловленная возможностью «сползания» фильтрующего слоя с патронов даже при кратковременном прекращении подачи воды, а также вследствие увеличения массы фильтрующего слоя за счет извлеченных загрязнений.
НИФ применяются на новых станциях с минимальным подсосом охлаждающей воды и малокорродируемыми материалами парового тракта.
Основные элементы установки запатентованы.